Сагаалган и масленица

 О традициях встречи Нового года по Восточному календарю

Художники-мультипликаторы:

Ильясова Катя, Ильясов Тимур, Козлов Даниил, Арсалан, Бушлаева Ирина, Индира, Бельский Иван, Очирова Наташа, Иванова Светлана. Ганькина Соня.

 
 

Праздник Белого месяца или Сагаалган –буддийский Новый год, символизирующий начало весны у народов Бурятии, он отмечается с наступлением первого весеннего новолуния.

Традиция проводов старого года называется «бутуулхэ». Еще за месяц до праздника в жилищах наводили порядок. А Хозяйки начинают готовить кушанья. Начинают с чая, который сначала преподносят к огню и богам, а потом хозяйка наливает хозяину дома, а затем остальным домочадцам.
В Сагаалган все должно быть белым: начиная с белой пищи, белых шелковых хадаков и заканчивая только «белыми», чистыми, добрыми помыслами в душе.

А Накануне Нового года совершался обряд «бурхан дэлгээлгэ» (развешивание бурханов).

В день Сагаалгана необходимо поздравить своих родственников: родителей, бабушек, дедушек и принести им подарки. Существует поверье, что чем больше гостей будет в первый день, тем счастливее будет наступающий год.

В праздновании Сагаалгана выделялись три основные фазы: канун, первый день Нового года, остальные дни праздника.
На следующий день проводился обряд «Дугжууба», очищения от всего плохого, для того, чтобы в новом году человек имел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие. Накануне праздника, люди обтирались кусочком текста, и бросали в костер, тем самым отгоняя от себя беды и несчастья. Необходимым ритуалом Сагаалгана считался обмен подарками. Качество и ценность их не имеет значения, лишь бы это был материальный предмет: молочные продукты, хадаг (длинный шелковый шарф голубого цвета), сахар, печенье, конфеты, просто деньги.

Как Новый год в январе не мыслим без Дед Мороза, так и Сагаалган не мыслим без устрашающей защитницы – Небесной Богини Балдан Лхамо и мудрейшего Белого старца.
По легенде, в новогоднюю ночь небесная богиня спускается на Землю и обходит ее, посылая благословения верующим. В этот день желательно находиться дома, в кругу семьи. Также проводятся обряды поклонения домашним божествам и хозяину огня. Культ этой богини является одним из самых распространенных в буддизме. Верующие обращаются к ней с просьбой о защите, совершая утреннее подношение чаем (сэржэм). Проведение обряда – посвящение Балдан Лхамо перед наступлением Сагаалгана напоминает о том, что с приходом Нового года наступает новое рождение, природа просыпается для новой созидательной жизни (фото)
Белый старец (Сагаан Убугун) входит в разряд «Хозяев Земли) и является их главным ханом. Сагаан Убугун почитается как покровитель здоровья, долголетия, богатства, счастья и семейного благополучия. Он приносит мир и покой, равновесие во всех делах. Он изображается добродушным лысым старцем с белой бородой. Его атрибуты персиковое дерево, олень, посох, книга судеб – символы долголетия. В верхнем углу слева, в облаках, изображается Будда долгой жизни.
В эти дни особую традицию приобретает вывешивание «хий морина» - белого флажка с изображением «крылатого коня», и пусть над нашими головами всегда развивается он – символ жизни

Одним из важнейших элементов Сагаалгана является ритуал «Золгохо» или ритуал поздравления с праздником Белого месяца. Эти поздравления индивидуальны и идут в строго в определенной последовательности, младшие поздравляют старших, которые желают детям счастья и долголетия.
Особое внимание уделялось в дни Сагаалгана угощению. Праздничная пища готовилась как для людей, так и для богов.

Церемония «Табаг» - тарелка.
На большой по диаметру тарелке сооружалась пирамида из боов, которые готовятся из теста, как хворост, изюма, конфет и печенья. Пирамида состоит из нечетных слоев 3-5-7-9. Каждый слой имеет символическое значение в следующей последовательности: 1 слой – означает «жаргалан» (счастье), 2 слой – «зоболон» (страдание), 3 слой – вновь «жаргалан». Пирамида из трех слоев сооружается для молодых (30 лет), из пяти – для родителей, которым 50 и больше лет, пирамида из семи слоев посвящается дедушкам и бабушкам, 9 слой посвящен 9 духам, 9 небесным божествам – хранителям.

Подготовка
Праздник Сагаалган означает наступление Нового года по лунному календарю. К торжествам готовились заранее, резали впрок скот, поскольку непосредственно в дни праздника это делать запрещалось.
В канун праздника необходимо провести уборку в доме. В старину в эти дни доставалась и перетряхивалась вся одежда, готовились особые наряды из самого дорогого шелка и парчи всем — от мала до велика.
Готовили подарки, чистили и обновляли трубки, чтобы поднести старшим зажженную трубку в праздник в знак уважения.
Также готовили хадаки — своеобразные прямоугольные платки или шарфы из шелка. Начинали готовить праздничные угощения.

Канун нового года
Празднование происходило в каждом доме. Развешивали на веревке новые наряды. Варили мясо — баранину, говядину или конину, готовили буузы.
В канун нового года верующие встречают великую защитницу Учения Будды — Палден Лхамо — Небесную Богиню.
Покровительница всех живых существ в ночь перед этим днем обходит вселенную с особой ревизией. В этот день (бутуу удэр) желательно всем находиться дома, среди своей семьи.
В это день проводятся обряды поклонения домашним божествам и хозяину огня. В доме у божницы зажигаются лампады (зула), воскуриваются благовония, преподносятся разные угощения.

День нового года
Следующий день — день Нового года. Верующие отмечают его присутсвием молебна (хурала) в честь наступившего нового года.
В день прихода нового года глава семьи должен первым поприветствовать восход солнца дарами от семьи, обязательно преподносились дары и духу местности, с просьбой о благополучии для всех близких.

 

Хождение в гости
После всех обрядов начиналось празднование, принимались поздравления и гости. На угощения приглашались все родные, соседи, друзья.
Хождение в гости — непременная составляющая праздника Сагаалган. Даже живущие далеко в эти дни приезжали для встречи с роднёй.
Белый цвет был особенно почитаем в эти дни. Все подарки старались дарить белого цвета: текстиль, посуда, одежда, утварь.
Существовали определенные нормы: очередность визитов, характер подарков зависели от положения человека. Посещали своих родителей, родственников по матери — они всегда пользовались особым почитанием; невестки приходили в дом родителей мужа с детьми для поклонения родовым предкам и покровителям.
В этот день нельзя экономить, обмен подарками обязателен. Если дети живут отдельно, все равно в этот день надо посетить родительский дом и поздравить старших с праздником.
Обычно первыми посещали самых старших и уважаемых родственников. В первый день Нового года все должны только праздновать и ничем больше не заниматься. Первый гость и встреча с ним имеют большое значение, желательно, чтобы это был мужчина.

Взаимное приветствие
Традиционное приветствие было важным ритуалом, с которым обращались друг к другу два встретивших в этот день человека.
Значение этого приветствия так велико и продолжительность его действия так длительна, что, к примеру, тувинцы могли не здороваться целый год, аргументируя это тем, что в Белый месяц они уже поздоровались.
Монголы, буряты и тувинцы во время Белого месяца делали следующий жест: младший старшему (женщина мужчине, если они ровесники) протягивает обе руки ладонями вверх, старший кладет в них сверху свои руки ладонями вниз, младший поддерживает старшего под локти.
В этом жесте — и уважение, и обещание, в случае необходимости, помощи и поддержки. Бурятская семья у традиционной войлочной юрты
Женщина в этом приветственном жесте обязана была максимально опустить рукава вниз, чтобы полностью спрятать в них кисти рук.
В чужом доме поздравление производилось следующим образом: приветствующий становился на правое колено, подносил сложенные ладони ко лбу и произносил традиционное приветствие: «Благополучно вышли из зимы!»

 


Печать   E-mail